Автомобильный спорт в старой России


Исторической датой начала механического спорта является у нас 11 октября 1898 г. В этот день в Петербурге состоялось первое соревнование на механических экипажах с бензиновым двигателем.
По старой русской пословице - „первый блин комом”, это соревнование прошло отчасти „комом”, и только благодаря громадной настойчивости участников оно было осуществлено.
Первоначально соревнование было назначено на 4 октября, но из-за организационных неувязок было перенесено на 11 октября. За это время выпал снег и установилась санная дорога, поэтому соревнование происходило в тяжелых условиях для машин того времени.

avtosport.png

В виду этих условий из четырнадцати записавшихся участников на старт явилось только семь: шесть трехколесных экипажей и один четырехколесный фирмы „Бенц” 6,5 л. с.
Соревнование происходило между станцией Александровской и Стрельной.
Результаты этого исторического соревнования были следующие: 1. Беляев - средняя часовая скорость 29,4 км., 2. Мерль - 25,8 км., 3. Степанов - 25,2 км., 4. Шнейдеров - 22.2 км., и 5. Шпан, шедший вне конкурса - 20,8 км. Люде и Мази дистанции не окончили.
Несмотря на незначительную, по сравнению с современной, скорость, первое соревнование не обошлось без несчастного случая для участников. Люде выбыл из соревнования из-за столкновения с повозкой, а Мази, по сообщению прессы того времени, “оставил состязание вследствие выпавшего винтика, необходимого для действия мотора”. Эта первая неудача для Мази не помешала ему впоследствии быть одним из лучших спортсменов по механическому спорту и победителем на ряде соревнований того времени.
Несмотря на скромное проведение соревнования, оно уже носило международный характер, так как один из участников, Альфонс Мерль, прибыл на соревнование специально из Парижа.
Это первое испытание, несомненно, имело большое значение в деле развития механического спорта и распространения механических экипажей в России.
Пресса того времени в отчетах о первом испытании механических экипажей делала такое заключение: “Этот первый опыт убедил присутствовавших при соревновании, что наши дороги даже зимой вполне пригодны для езды по ним автомобилей как легких, не тяжелее шестипудовых (трехколесных), так и тяжелых, свыше 50 пуд. (четырехколесных)”.

avtosport2.png

Первое соревнование на Западе было в 1894 г., а у нас в 1898 г.; мы отстали только на четыре года.
Успехи первого соревнования и необходимость агитации за распространение автомобиля побудили сторонников авто-мото-транспорта расширить круг своей деятельности.
В 1899 году состоялось соревнование уже по маршруту Москва - Петербург (20 июня). Записалось шесть участников, и среди участвовавших машин мы видим уже более интересные модели. Таковы: двухместный четырехколесный автомобиль Трубецкого, шестиместный четырехколесный Герца в 8 л. с, двухместный четырехколесный автомобиль в 8 л. с. - Комбера (из Парижа), трехколесные машины в 18/4 л. с - Мази, Шнейдерова и Абрикосова. Победителем соревнования был Мази, на трехколеске „Клеман”, время - 26 час. 57 мин., при средней часовой скорости около 30 км., вторым был Трубецкой - 42 часа 59мин., и третьим Абрикосов - 42 часа 23 мин., лишенный второго места за то, что он под Петербургом сократил свой путь.
В том же году в районе Лигово разыгрывается соревнование на 120 км., в котором из 11 участников 4 выбыло из соревнования за неисправностью машин. Небезынтересно будет перечислить здесь время окончания дистанции, отошедшее в область истории: 1. Мази - 2 час. 43 мин. 38 сек., 2. Кушель - 2 час. 50 мин. 12 сек., 3. Мерель - 3 час. 27 мин. 02 сек., и т. д.
В 1900 году устраивается второе большое соревнование по маршруту Москва - Петербург. На этот раз количество участников было небольшое. Из трех участников (Дешан, Мази и Генрик) дистанцию оканчивает только одни Дешан, улучшая одновременно время на эту дистанцию, по сравнению с первым пробегом, на 34 минуты, пройдя всю дистанцию в 26 час. 23 мин. 2 июля того же года в Петербурге устраивается первое техническое испытание на подъем и спуск.
Это соревнование было устроено спортивным журналом „Самолет” на шоссе - из Красного села в Стрельну, на дистанцию 1,8 км., при высоте подъема - 72 м.
С этого года соревнования и испытания на экипажах с бензиновыми двигателями стали развиваться в различных пунктах России. Потребность и спрос на автомобили и мотоциклы значительно увеличиваются.
В 1906 г. проводится соревнование на мотоциклах, близких по своей конструкции к современным мотоциклам, по маршруту Москва - Петербург, которое выигрывает Синицын.
В 1907 году организуется большое скоростное соревнование автомобилей по маршруту Москва - Петербург, с участием иностранцев. В соревновании приняло участие 26 машин, окончило испытание 14. Это соревнование служит наглядным примером достижений автомобильной техники и строительства автомашин. В 1900 году на бензиновом механическом экипаже было потрачено на прохождение этой дистанции 26 час. 23 мин., а через 7 лет - только 9 час. 22 мин., со средней часовой скоростью 82,8 км., т. е. почти в три раза быстрее. Победителем был Дюре на автомобиле „Лоррен- Дитрих”.
В 1908 году устраивается второе соревнование по маршруту Петербург - Москва. Время, потраченное на прохождение всего маршрута, понижается до 8 час. 30 мин. 30 сек. Средняя скорость -
20 км. в час, победитель - Геммери, на машине „Бенц”.
В 1909 году разыгрывается первое международное дорожное испытание автомобилей по маршруту Петербург - Псков - Рига - Петербург, общим расстоянием в 1.320 км.; участвовало 19 автомобилей. Лучшие места занимают Донье на машине „Мерседес” и автомобиль военного ведомства „Бенц”.
В 1910 году - международное соревнование автомобилей по маршруту Петербург - Киев - Москва - Петербург. Участвовало 46 автомобилей) лучшее место занимает Пеге на автомобиле Мерседес”.
В 1911 году состоялись три больших пробега: Петербург - Севастополь, при участии 57 машин, кавказское соревнование в горных условиях, по маршруту Новороссийск - Гагры, при 29 участниках (лучшие результаты - Коловрат, на машине „Лаурин-Клемент”), и первый пробег грузовых и санитарных автомобилей военного ведомства по маршруту Петербург - Москва - Петербург - Нарва - Петербург. В пробеге принимали участие 14 грузовых, 2 санитарных и 2 легковых автомобиля. В 1912 году состоялись также трн пробега: Петербург - Ревель - Рига - Варшава - Киев - Москва (лучшие результаты - Шорыгин, на автомобиле «Лорелей»), испытание-пробег легковых автомобилей военного ведомства по маршруту Петербург - Псков - Двинск - Вильна - Ковно - Гродно - Барановичи - Минск - Смоленск - Москва - Петербург (3412 км при участии 40 автомобилей, и второй пробег грузовых автомобилей военного ведомства по двум маршрутам: для грузовых автомобилей до 3 тонн, по маршруту Петербург - Москва - Малый Ярославец - Рославль - Брянск - Орел - Тула - Москва-Петербург (2.772км.), и для 4-тонных грузовиков: Петербург-Москва - Серпухов - Тула - Орел - Москва - Петербург (2.450 км.). Участвовало в пробеге 54 машины.
В 1913 году состоялся первый всероссийский звездный пробег с финишем в Москве. Пробег проходил по 11 маршрутам из городов: Риги, Варшавы, Киева, Кишинева, Ялты, Ставрополя, Саратова, Самары, Екатеринбурга, Гельсингфорса. В пробеге участвовало 20 мотоциклов и 34 автомобиля) в виду трудности пути окончило пробег 11 мотоциклов - 55%, и 25 автомобилей, т.-е. 73%.
Вторым соревнованием в том же году был круговой пробег Одесса - Екатеринослав - Одесса. Участвовало 32 автомобиля. Кроме того, состоялся международный пробег по маршруту Москва - Париж, организованный Московским автомобильным обществом.
Намеченному к проведению в 1914 году интересному автомобильному пробегу Москва - Тифлис - Батум - Крым - Одесса, международному звездному пробегу из всех стран Европы в Москву, вследствие начавшейся империалистической войны не суждено было осуществиться. В этом году с 29 мая по 1 июля было проведено только соревнование мотоциклистов по маршруту Москва - Петербург - Москва на 1.560 км. Этот пробег для мотоциклистов дореволюционной России является самым большим как по дистанции, так и по достижениям. Задачей пробега было выявить динамику мотоцикла и его прочность, с чем участники вполне справились. Из 43 записавшихся на старт явилось 37. Окончило дистанцию в норму (84 часа) - 16 участников. Сверх нормы - 3. Исключено за неисправностью - 3. Не закончило пробега - 15.
Лучшим по динамике был Толокиов Кремлев) иа „Индиане” - 7л. с. - 38 час.50 мин.
Дальнейшая история была прервана войной, октябрьским переворотом и разрухой. Гонки возобновились уже при СССР в 20-х годах.



Оставьте свой отзыв:

Вся информация об автомобилях ВАЗ. © 2007