Скорость, или аргументы для хорошей езды


Еще в дореволюционной Москве городская Дума постановила, что «…скорость для экипажей, вес которых с предельной нагрузкой более 350 пудов, не должна превосходить 12 верст в час, безразлично, двигается ли он нагруженным или порожним; для прочих экипажей скорость не должна превосходить 20 верст в час».

Лихача, осмелившегося «мчаться» по московским улицам со скоростью 30 км/час, ожидали многие кары. Сегодня эти требования вызывают улыбку. Многое изменилось с тех пор. Автомобильная промышленность совершила гигантский скачок и превратила автомобиль из примитивного «автоматического экипажа» в комфортабельную многоцелевую машину, без которой не мыслится жизнь современного общества. И главное - быструю. Автомобиль шагнул далеко вперед не только в максимальных скоростях. Из года в год наблюдается хотя и медленный, но неуклонный рост средних скоростей движения.

tmppc0tet_html_m4a410122.png

 Все это закономерно и обусловлено достаточно быстрым прогрессом в области автомобилестроения и совершенствованием уличной и дорожной сети. Однако неизменным спутником автомобилизации, как это ни печально, стали многочисленные дорожно-транспортные происшествия. Человечество дорогой ценой платит за преимущества, предоставленные ему автомобилем. Далеко не все достаточно ясно представляют себе масштабы этого бедствия, охватившего буквально все страны. Ежегодно на планете погибает от автомобильных аварий около 250 тысяч человек и еще примерно 6-7 миллионов получают ранения.

Одной из самых серьезных причин, порождающих дорожные происшествия, на протяжении всей истории развития автомобиля была и остается скорость. Как же быть? Неужели возвращаться к «думским» режимам езды? Такой вывод был бы явной ошибкой. Оказывается, источник бед не скорость вообще, а скорости, не соответствующие конкретным условиям движения. Причем это может быть в равной степени как чрезмерно высокая, так и чрезмерно низкая для данной ситуации величина.

Представим себе многорядный поток легковых автомобилей, которые движутся, придерживаясь размеченных полос, с одинаковой скоростью, например, 100 км/час. В таком транспортном потоке обгоны не нужны и, следовательно, вероятность несогласованных действий водителей мала. Поэтому, несмотря на высокую скорость, движение сравнительно неопасно.

Если же в транспортном потоке движутся не только легковые автомобили, но и автобусы, грузовики, мотоциклы, велосипеды, то быстроходные автомобили будут неизбежно обгонять движущихся медленнее. В таких условиях вероятность несогласованных действий водителей, а стало быть, и дорожно-транспортных происшествий, резко возрастает. И опасность тут не в скорости, а в различии скоростей внутри транспортного потока. По некоторым зарубежным данным, например, если скорость отдельного автомобиля отличается в большую или меньшую сторону от средней скорости потока на 60 км/час, то для него вероятность быть вовлеченным в дорожное происшествие в 1000 раз больше, чем для автомобиля, скорость которого близка к средней. Кстати, по международной Конвенции о дорожном движении на автомагистралях запрещается движение транспортных средств, скорости которых меньше 40 км/час, что должно способствовать формированию более однородного потока.

1234.png

Значит, одним из условий безопасного движения является, прежде всего, подчинение общей дисциплине транспортного потока. Конечно, это не всегда приемлемо для водителей, связанных определенным графиком. Но им надо ясно представлять себе, что всякое отклонение от средней скорости всегда сопряжено с увеличением опасности аварийных ситуаций.

Статистика свидетельствует о том, что дорожно-транспортные происшествия распределяются примерно одинаково во всем диапазоне скоростей. Причем некоторые исследователи отмечают даже уменьшение количества происшествий с их ростом. Однако тяжесть последствий при этом резко возрастает, поскольку кинетическая энергия автомобиля увеличивается пропорционально квадрату скорости. Так, если на каждые 100 машин в дорожно-транспортных происшествиях при скорости 80 км/час приходится 40 убитых и раненых, то при скорости 125 «км/час — уже около 140. И об этих мрачных цифрах не следует забывать.

Да и выигрывает ли что-нибудь водитель на чрезмерно высоких скоростях? Полагают, что время. Но этот их выигрыш настолько мал, что теряет практический смысл. Достаточно убедительные размышления в пользу «спокойного» стиля вождения приведены, к примеру, в статье «Хороший тон на дороге».

Движение на большой скорости требует от водителя значительного нервно-психического напряжения и имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать. В процессе движения вообще, а при высокой скорости особенно, большое значение для водителя имеет зрение. Основная информация об окружающей обстановке поступает к водителю через его зрительный аппарат. Однако глаз человека в неподвижном состоянии имеет ограниченное поле четкого зрения, и для компенсации этого недостатка водитель должен постоянно переводить взгляд с одного объекта на другой. Известно, что для перемещения глаз требуется время в пределах 0,15—0,33 секунды. Нетрудно подсчитать теперь, что за 1 секунду водитель сможет зафиксировать всего три — шесть объектов. Такая «пропускная способность» зрения является физиологическим пределом и остается неизменной. При увеличении скорости движения возрастает и скорость поступления к водителю информации, а время ее переработки не меняется. Вот почему с увеличением скорости неизбежно растет объем непереработанной водителем информации. В таких условиях весьма важные для безопасности движения объекты могут остаться в стороне. Стало быть, водитель, попадая в сложную ситуацию, прежде всего, должен снижать скорость. Это позволит ему полнее оценить обстановку и принять правильное решение.

Для езды на высоких скоростях водитель должен уметь точно оценивать пространственное положение собственного автомобиля, безопасный интервал с движущимися в попутном направлении. Известно, что - машина никогда не идет по строго прямолинейной траектории. Из-за неровностей проезжей части, люфтов в передней подвеске и рулевом механизме, эластичности шин она постоянно отклоняется в ту или другую сторону от курса, намеченного водителем. Отклонение тем больше, чем выше скорость. Так, при скорости 50-60 км/час оно составляет примерно 20 сантиметров, а при скорости 100-120 км/час – 40-50 сантиметров в ту и другую сторону. Это обстоятельство нельзя не учитывать.

Водителю легкового автомобиля, кроме того, надо знать некоторые особенности управления, связанные с эластичностью шин. Это неотъемлемое качество шин современных автомобилей, обеспечивающее им комфортабельность. Но эластичные шины деформируются под действием поперечных сил, и автомобиль отклоняется от прямолинейной траектории. Водитель компенсирует это отклонение поворотом рулевого колеса, и машина сохраняет прямолинейность, двигаясь с повернутыми на некоторый угол передними колесами. Если скажем, боковой ветер неожиданно ослабнет или изменит направление, форма шин мгновенно восстановится. Однако за время реакции водителя (в среднем оно принимается за 1 секунду) при скорости 140 км/час автомобиль, продолжая движение с повернутыми на некоторый угол передними колесами, переместится в поперечном направлении примерно на 3 метра и может столкнуться с соседней машиной или выехать за пределы проезжей части дороги.

Также немаловажно во многих случаях, явление гидропланирования шины на мокром покрытии при движении даже со сравнительно невысокой скоростью. Сущность этого явления заключается в следующем. Профиль протектора обеспечивает отвод воды из зоны контакта шины с влажным покрытием и достаточное сцепление даже на большой скорости. Если протектор изношен, то характер взаимодействия шины с покрытием существенно меняется. Шины передних, ведомых колес уже не в состоянии обеспечить удаление всей воды из зоны контакта, колеса как бы всплывают над покрытием. Установлено, что три скорости около 100 км/час, малолитражный автомобиль с изношенными шинами на мокрой дороге полностью теряет контакт с ее поверхностью, и передние колеса просто скользят на водной подушке.

611758.jpg

Наконец, в темное время следует учитывать, что фары современных автомобилей удовлетворительно освещают дорогу на расстоянии не более 150 метров и что видимость в свете фар в значительной степени зависит от цвета и отражательных способностей покрытия. На гладком асфальте видно намного хуже, чем на шероховатом. Это объясняется тем, что гладкая поверхность, как зеркало, отражает свет главным образом в одном направлении - от водителя. Шероховатая поверхность отражает свет фар более или менее равномерно по всем направлениям. Однако в лучшем случае видимость все же, как отмечалось, не превышает 150 метров. Пешеход на проезжей части становится заметным при дальнем свете лишь с расстояния около 100 метров. Простые расчеты показывают, что в ночное время максимально допустимы скорости порядка 80—90 км/час, чтобы можно было остановить автомобиль перед неожиданно появившимся препятствием.

Отмеченные выше особенности движения на высоких скоростях следует хорошо знать водителям, чтобы не подвергать опасности ни себя, ни других участников движения.



Оставьте свой отзыв:

Вся информация об автомобилях ВАЗ. © 2007